«Удивительная разница»: бизнес Японии буквально «давят» из России
За прошедший год по крайней мере 60,6% японских компаний частично или полностью приостановили свою деятельность в РФ, еще 35,4% продолжают работу «как и прежде». Об этом говорится в докладе, распространенном Японской организацией по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО).
По данным исследования, проведенного ДЖЕТРО, основными причинами приостановки деятельности стали «изменение политики по отношению к РФ со стороны штаб-квартир/представительств в Европе» (61,7%), «добровольное ограничение деятельности из-за опасения репутационных рисков» (60%), связанных с действиями РФ на Украине. Нарушенную логистику в качестве причины также назвали 48,3% японских компаний, принявших участие в опросе Японской организации по развитию внешней торговли.
Отмечается, что к настоящему времени свои предприятия в РФ временно остановили крупные автоконцерны Toyota Motor, Nissan Motor, Mazda (СП «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке) и один из крупнейших в мире производителей шин Bridgestone. Бывший российский посол в Японии Михаил Галузин, что японские власти фактически заставили некоторых автопроизводителей объявить о приостановке деятельности в России: «На деле же, на мой взгляд, речь идёт о том, что здешний бизнес подвергается достаточно серьёзному давлению на предмет сворачивания деятельности в России».
Но при этом только 4% компаний заявили, что уже полностью ушли с российского рынка или приняли решение об этом. Как отмечают эксперты, анализ указывает на удивительную разницу в этом между японскими и европейскими, а также американскими компаниями. Уровень окончательного ухода японского бизнеса из России самый низкий среди крупных развитых стран. Даже компании, существенно пересмотревшие перспективы развития своего бизнеса в России, все же оставляют за собой возможности его возобновления в дальнейшем.
В этом состоит важная особенность в подходах японского и европейского бизнеса к деятельности в России. Следует отметить и еще одно немаловажное обстоятельство. В ходе опроса японских бизнесменов, работающих в России и хорошо знающих местные условия, в их высказываниях часто звучит мысль о том, что насколько трудно их компаниям будет выйти из бизнеса в России, настолько же трудно им будет и возвратиться в эту страну при изменении условий в благоприятную сторону.
Японская организация по развитию внешней торговли подчеркивает, что сложно определить дальнейшее развитие ситуации на российском бизнес-рынке. Опрос ДЖЕТРО проводился 24-31 января, в нем приняли участие 198 компаний, работающих в России.
Фото AP