«Уголовная доля олигарха»: кому достанется конфискованная треть крупнейшей компании?
Суд конфисковал у крупнейшего совладельца транспортной группы FESCO Зиявудина Магомедова, приговоренного 1 декабря к 19 годам колонии, принадлежащие ему 32,5% акций. Фактически бизнесмен уже некоторое время был лишен возможности осуществлять права акционера. Теперь государство обязано будет продать его пакет, говорят юристы. Участники рынка не сомневаются, что с учетом бурного роста перевозок на Дальнем Востоке на актив найдется претенденты. Среди наиболее очевидных кандидатов называют группу «Дело» и «Росатом», — сообщает «Коммерсант».
Основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов и его брат экс-сенатор Магомед Магомедов были арестованы в 2018 году по обвинению в создании преступного сообщества и хищениях при реализации госпроектов с нанесением ущерба в размере 11 млрд руб. Имущество братьев под арестом, в мае 2022 года по иску Генпрокуратуры в доход государства обращены $750 млн, полученных от продажи «Транснефти» контрольного пакета НМТП. Мещанский суд Москвы 1 декабря приговорил господина Магомедова к 19 годам колонии строгого режима.
После ареста бизнесмена в FESCO произошел акционерный конфликт. На его фоне в 2020 году два крупных акционера продали свои пакеты в 23,8% и 17,4% новым собственникам, в том числе совладельцу Локо-банка Михаилу Рабиновичу. В конце 2020 года в компании полностью сменился совет директоров.
Формально господину Магомедову до сих пор принадлежит 32,5% головной компании группы FESCO — ПАО ДВМП (еще 26,5% у Михаила Рабиновича, 23,8% — у его партнера Андрея Северилова).
По мнению юристов, государство даже после конфискации акций не станет прямым акционером FESCO — участники рынка считают это позитивной новостью с учетом санкционного фона и международного профиля деятельности компании.
FESCO — прибыльный актив, работающий на направлениях, которые не только не заглохли с введением санкций, а, наоборот, начали стремительно развиваться, говорит эксперт в отрасли, и претенденты на пакет господина Магомедова наверняка найдутся. В частности, ГК «Дело» Сергея Шишкарева, крупнейший российский контейнерный оператор, периодически выражала интерес к FESCO. Однако в сентябре в компании сообщали, что никакие переговоры не ведутся.
Партнерство с FESCO в управлении Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) есть и у «Росатома» (также владеет 49% ГК «Дело»). Однако публично «Росатом» не выражал интереса к вхождению в капитал FESCO, хотя такую возможность анонсировали власти Приморья.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА