Умный в гору не пойдет. Тарасенко презентовал полпреду Трутневу неподъемный музейный комплекс
Тревожной новостью стало для жителей Владивостока сообщение о том, что в ближайшее время столицу Приморья ждет новая грандиозная стройка сомнительного содержания. Врио губернатора Андрей Тарасенко презентовал вице-премьеру, полпреду Юрию Трутневу участок под строительство музейно-культурного центра на сопке Орлиной во Владивостоке.
Адрес предполагаемого строительства — Аксаковская, 3. Именно здесь предполагается построить комплекс, в котором разместятся четыре музея: филиалы Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея и музей народов Востока. В ходе презентации полпреду представитель градостроительного департамента администрации Приморья заявил, что этот участок в центре Владивостока, откуда открываются красивые панорамы на город.
Все так. Панорамы с Орлиной сопки действительно замечательные. Однако у жителей Владивостока, которые хорошо знакомы с особенностями местного рельефа, возникает закономерный вопрос: для кого будет строиться музей? Судя по месту расположения, исключительно для китайских туристов, которых будут подвозить туда автобусами. Потому что без машины добраться к этому месту, мягко говоря, затруднительно.
Возникает вопрос — кто принимал это абсурдное решение? И второй вопрос — почему, вложив в проект немалые деньги, прекратили работы по созданию филиала Эрмитажа в идеальном месте, самом сердце Владивостока, на Светланской 38/40?
Напомним, филиал главного музея страны планировалось открыть еще в 2017 году. Был разработан проект реконструкции здания. Еще в июне 2015 года тогдашний губернатор Миклушевский заявлял: « Работы уже ведём: здание освободили, совместно с Эрмитажем разработали техническое задание на проектирование реставрационных работ, которые уже находятся в финальной стадии». В июне 2016-го тот же Миклушевский в интервью высказывался еще более определенно: «Подготовка помещения к открытию филиала Эрмитажа в Приморье начнется в этом году. Первая экспозиция музея откроется в историческом здании в центре Владивостока уже в конце 2017 года». Прошел еще один год. Музей, как водится, не открылся. Миклушевского ветром сдуло, а нынешний врио губернатора Тарасенко обрадовал намедни заявлением, что, образно говоря, лавочка на Светланской закрывается.
И мы теперь, с новыми силами, начнем строить музейный комплекс на горе. Что это, если не издевательство над здравым смыслом?
Начнем с того, что само словосочетание — «мы построим», в исполнении приморских властей, уже заставляет содрогаться от открывающихся перспектив. Сколько мы лет строим «Хаятты»?.. Да что там «Хаятты»! Достройте хотя бы среднюю школу в селе Рощино, первый камень в основании которой заложили больше десяти лет назад — а воз и ныне там. Теперь нам говорят про музейный комплекс на горе, и хотят, чтобы жители Владивостока при этом нервно не вздрагивали!
Власть может кивать на Министерство культуры, мол, распоряжение спущено сверху! Все началось после того, как в марте 2017 года президент, в послании Федеральному собранию, упомянул о создании по всей стране культурных центров, объединяющих музейные и образовательные проекты. После чего Министерство культуры прислало в Приморье распоряжение — построить во Владивостоке пилотный для всей страны проект музейно-культурного комплекса, под крышей которого должны разместиться все филиалы крупнейших музеев России, открытие которых планировалось ранее во Владивостоке.
Идея, на наш взгляд, бредовая сама по себе. Что значит музейно-культурный комплекс? Не надо путать с торговым комплексом, где в одном месте бутики, кинотеатры, общепит, и еще боулинг, на сдачу. Когда человек идет знакомиться с культурными ценностями, он вряд ли хочет пробежаться за пару часов по Эрмитажу, заглянуть мельком в Третьяковку, а заодно поинтересоваться: а что дают в Музее народов Востока? Это совершенно немыслимый и никому не нужный микс. А если этот комплекс еще расположить на горе, можно дать сто процентов гарантии, что здание будет стоять круглый год пустым, и кроме завозимых туда китайских туристов, никто туда ходить не будет.
Впрочем, повторимся, есть большие сомнения, что здание вообще будет стоять. Скорее всего, очередной зиц-председатель, как водится, будет сидеть, а недострой будет лежать в руинах. Увы, но в Приморье слишком мало примеров обратного.
— Достаточно «Хаяттов», чтобы понять, что это будет, — считает один из самых известных людей Владивостока, заслуженный художник Российской Федерации Евгений Макеев. — Главное — спланировать. Нарисовать на бумаге все эти красивые дома, музеи… А вы ждите, они когда-нибудь обязательно будут! Обычная история. Это уже даже не интересно. Ничего не будет, ни на какой Орлиной сопке, фигня все это. Не говоря уже о том, что для филиала Эрмитажа большие площади вообще не нужны. Там максимум лекции будут проходить, ну, может, привезут одну картинку в пять лет. Для этих целей здание на Светланской было идеальное. Понятно, зачем это все делается… Непонятно, почему люди молчат.
— Как думаете, почему так происходит? До каких пор они будут тратить наши деньги?
— Это же тоже очевидно. Я их тут вообще не виню. Это мы все это сделали, мы проголосовали… Сейчас больше полумиллиона обращений к Путину. Странные люди, зачем вы обращаетесь, вы же сами это все устроили! Виноваты мы, а не они. А они, как обыкновенные люди, просто пользуются. Их не в чем винить.
Все же надеемся, что вопрос со строительством странного музейного комплекса на горе получит соответствующую огласку в столице Приморья, ибо абсурдность ситуации зашкаливает. Давайте обсудим всем городом перспективы этого выставочного сооружения. Пусть выскажется общественность, вкупе с депутатами и экспертами- строителями.
Хотелось бы также получить ответ на вопрос: сколько денег было потрачено на реставрационные работы по адресу Светланская 38/40, и, самое главное, под какие цели и в чьи руки попадет ныне это золотое, во всех смыслах, здание в самом центре Владивостока?
И последнее. Прежде чем начинать очередную стройку века, хотелось бы видеть сданным хотя бы один «Хаятт». На худой конец — маленькую школу в селе Рощино.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА, Игоря НОВИКОВА, Сергея КИРЬЯНОВА и Александра САФРОНОВА