Вахту не в силах… Приморское морское пароходство осталось без собственного танкерного флота
Совет директоров ПАО «Приморское морское пароходство» (ПМП, входит в корпорацию PRISCO) досрочно прекратил полномочия генерального директора Александра Кириличева.
Новым главой предприятия назначен Александр Бузакин, контракт заключен на 5 лет. Ранее он занимал должность юрисконсульта PRISCO (Singapore) Pte Ltd (управляющая компания корпорации PRISCO).
При этом Александр Кириличев сохранил пост председателя совета директоров ПМП, сформированного на годовом собрании 18 мая. Он занимал должность гендиректора компании с момента акционирования пароходства в 1992 году и по июнь 2005 года, когда его сменил Александр Мигунов. В августе 2015 года Кириличев вернулся к управлению предприятием на срок до конца года, в январе 2016-го его полномочия были продлены на 5 лет — до конца 2020 года.
По итогам 2016 года ПМП получило чистый убыток по РСБУ в размере 361,158 млн. рублей против 2,080 млн. чистой прибыли в 2015-м. Именно прошлый год стал переломным для некогда известной во всей стране судоходной компании, сумевшей занять свое место на международном рынке перевозок. В итоге ПМП осталось без танкерного флота.
В свое время Приморское морское пароходство стало одним из первых российских акционерных обществ в транспортной отрасли в период первой волны приватизации. Новые собственники получили флот дедвейтом более 400 тыс. тонн, правда, изрядно устаревший. Тем не менее, пароходство активно завоевывало позиции на рынке. Например, в начале 90-х судоходная компания оказалась единственной в России, сумевшей привлечь серьезный по тем временам кредит от иностранного банка — $75 млн. Заемное финансирование, офшорные юрисдикции и удобные флаги открыли PRISCO свободный доступ на мировой рынок перевозок, участие в ведущих проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», возможность нарастить дедвейт флота до 2 млн тонн к 2010 году.
Но именно увлечение заемным финансированием, и, как считают эксперты, просчеты менеджмента привели PRISCO к краху. В 2011 году сразу шесть танкеров ледового класса были проданы государственной компании «Совкомфлот» вместе с долгосрочными сахалинскими контрактами. К концу 2015-го стало окончательно понятно, что существующие долговые обязательства значительно превышают операционные финансовые возможности компании. Группа кредиторов сумела добиться ареста банковских счетов в Лондоне. В середине января 2016-го кипрская компания Primorsk International Shipping Ltd. подала заявление в суд Нью-Йорка о собственном банкротстве. Данная структура являлась формальным владельцем судов PRISCO, которое на тот момент оперировало девятью танкерами, работающими в российских, американских, канадских и европейских территориальных водах. «Заложенные» суда были арестованы и выставлены на торги.
В июле 2016-го SCF Tankers Ltd. (дочерняя компания «Совкомфлота») выкупила на аукционе все девять судов, принадлежащих PRISCO. За четыре танкера дедвейтом примерно по 105 тыс. тонн и пять танкеров дедвейтом по 51 тыс. тонн (один для перевозки нефти, восемь — для нефти и нефтепродуктов) SCF Tankers заплатила $215 млн.
В настоящее время ПАО «Приморское морское пароходство» собственного флота не имеет. Теперь ПМП занимается сдачей недвижимости в аренду и крюингом (подбором и подготовкой экипажей судов).
По данным участников рынка, менеджмент ПМП контролирует около 75% акций компании. Согласно отчету за первый квартал 2017 года, 19,96% и 19,13% соответственно принадлежали компаниям «Грейтвуд Ассетс Корпорэйшн» (Британские Виргинские острова) и «Изардия Холдингс Лимитед» (Кипр).