«Великий князь на белом корабле»: почему у главной улицы Владивостока — женское имя?
Почему главная улица Владивостока называется — Светланская? Дело в не красивом женском имени, как думают некоторые туристы и даже жители города. Улица названа в честь трехмачтового красавца, фрегата «Светлана», который зашел во Владивосток в 1873 году. Старшим офицером фрегата «Светлана» был Великий князь Алексей Александрович. Впервые Владивосток посетил представитель Императорской семьи.
Строго говоря, во Владивосток совершил заход отряд кораблей под флагом вице-адмирала Посьета К.Н. Фрегат «Светлана» был флагманским кораблём, и представлял собой трехмачтового красавца с изящными обводами корпуса, водоизмещением 3187 тонн и мог развивать скорость до 12 узлов.
Кроме парусного вооружения фрегат имел паровую машину фирмы «Крезо» мощностью 450 л.с., опреснительную установку морской воды, генератор для освещения палуб и помещений корабля в ночное время. Артиллерийское вооружение состояло из 6 и 8-дюймовых нарезных орудий и десантных пушек общей численностью в 40 единиц.
Фрегат «Светлана» единственный носил «женское» имя среди военных кораблей российского флота. Сановная особа — Великий князь, — на фрегате не занимал особое положение, а был в подчинении у капитана в должности старшего офицера. Однако все понимали его роль, — Великий князь, 23-летний Алексей Александрович (Романов), четвертый сын императора Александра II, по своему предназначению, готовился стать куратором флота Российской империи.
Поэтому визит кораблей приобретал особое значение: во время пребывания Алексея Александровича во Владивостоке обсуждались вопросы базирования, жизнедеятельности и новых возможностей Восточной флотилии.
Помимо чисто флотских дел, Великий князь осмотрел молодой город. Повстречался с купечеством, призвав его при этом более энергично развивать предпринимательскую деятельность. Именно в тот свой визит Великий князь предложил горожанам выпускать газету, а еще организовать местный музей и сделать его культурным центром города. Тогда же он передал в качестве первых экспонатов некоторые из своих коллекций, собранных во время длительного плавания при посещении многих иностранных портов.
Вскоре во Владивостоке, с легкой руки князя, было учреждено Общество изучения Амурского края (ОИАК), а при нем — музей. Романовы выписывали все периодические издания, выходившие в Амурском крае, и перечисляли деньги на развитие газет.
Задачей высокого гостя была организация перевода главного порта восточной окраины в бухту Золотой Рог. После посещения Владивостока Великий князь Алексей Александрович отправился сухим путем через Сибирь (Транссиба еще не было). До столицы (Санкт-Петербурга) добирались несколько месяцев практически по бездорожью.
Император Александр II незадолго до своей трагической гибели, 7 июня 1880 года, подписал указ о возведении Владивостока в степень города.
В память об этом визите тогда же главную улицу города решили переименовать в Светалнскую. Господствующую же над гордом сопку, известную в ту пору среди горожан как Голопуп, назвали горой Великого князя Алексея Александровича (ныне — сопка Орлиное гнездо).
Отметим, что изначально центральная магистраль Владивостока называлась Американская в честь пароходо-корвета «Америка». На этом судне генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский в 1859 году посетил залив Петра Великого. Он первым оценил преимущество бухты Золотой Рог, распорядился заложить здесь военный пост и предложил дать ему название – Владивосток – «владеть Востоком».
Однако название Американская было не слишком патриотичным. И отцы-основатели Владивостока решили, что легкая и красивая улица Светланская подойдет молодому, быстро растущему городу куда как лучше.
Первые годы Светланская была короткой и заканчивалась напротив лютеранской кирхи, где сейчас нижняя станция владивостокского фуникулера (остановка ДВГТУ). На берег Амурского залива Светланская вышла только к 1893-му.
В 1884-м городская Дума постановила «сделать посадку деревьев вдоль главных улиц».
В том же году чиновник Витенбург получил концессию на 3 года на конные омнибусы. Конная повозка на 15-20 мест, разновидность городского общественного транспорта , курсировавшие по Светланской.
Летом 1908 года Светланская была замощена. При этом в мостовую были заложены рельсы для трамвая. Работы по благоустройству центральной улицы обошлись городу в полмиллиона рублей.
В январе 1924-го умер основатель СССР В. И. Ленин. Советская власть в плановом порядке переименовывала главные улицы городов в честь вождя мирового пролетариата. Решением городского Совета Светланская стала «улицей товарища Ленина», или Ленинской.
Однако в 1992-м Совет народных депутатов Владивостока возвратил центральной улице города ее второе историческое название – в честь фрегата «Светлана». Исторические имена были возвращены еще 6 улицам в центральной части Владивостока.
Ян БАБАЕВ
Материал подготовлен в рамках проекта «Знаешь историю — понимаешь настоящее»