«Вера» пошла по рукам»: миллиардный актив в регионе сменит владельца
Миллиардный актив в Приморье сменит владельца. Речь идет об угольном порте Вера, оценочная стоимость которого, по мнению экспертов, может составлять до 19 млрд рублей.
Морской перегрузочный терминал «Порт Вера» заработал в 2019 году, чем позволил укрепить позиции РФ на мировом угольном рынке. Уголь из этого порта шел как внутренним потребителям в Тихоокеанском регионе, так и иностранным партнерам.
Изначально предполагалось, что строительство нового угольного терминала «Порт Вера» станет составной частью российского-китайского проекта, который будет включать в себя строительство ТЭС с ЛЭП для экспорта электричества в Китайскую Народную Республику, освоение Огоджинского месторождения (каменный уголь) и строительство непосредственно самого порта.
С российской стороны данный меморандум в 2014 году подписала государственная корпорация «Ростех», а с китайской – компания Shenhua. На тот момент глава Ростеха Сергей Чемезов оценивал инвестиции в строительство в 8-10 миллиардов долларов. Позже стало известно о выходе из данного проекта китайской фирмы, а место нового соинвестора заняла компания «А-Проперти», принадлежащая российскому бизнесмену Альберту Авдоляну.
По данным СМИ, в 2022 году порт обработал 6,3 млн т угля, в 2023 году — около 7,4 млн т. На проектную мощность 9 млн т угля в год порт должен выйти в 2024 году.
В конце 2010-х годов в капитал порта вошел «Востокуголь» Дмитрия Босова. В январе 2021 года, после смерти предпринимателя (застрелился в мае 2020 года), 50% порта было выкуплено у «Востокугля» структурами Авдоляна и «Ростехом».
В 2022 году «Ростех» вышел из проекта. В данный момент структуры Альберта Авдоляна выставили на продажу угольный порт Вера в Приморском крае, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с материалами для потенциальных инвесторов. При этом в расположенном неподалеку порту Восточный «Коммерсанту» сообщили, что интереса к порту Вера не имеют, в НТК (входит в СУЭК) отказались от комментариев.
Напомним, в настоящее время в Приморском крае одновременно ведется строительство шести новых портов, которые позволят прибавить к существующему грузообороту 100 миллионов тонн.
Игорь МИХЙЛОВ