Владивосток: буддийская сага. Эксклюзив буддолога Елены Леонтьевой — для PortoFranko
Владивосток — один из исторических оплотов становления буддизма на территории нашего государства, обладающий самобытным и глубоким межкультурным контекстом. Поэтому наш город был выбран для допремьерного показа двухсерийной саги «Буддизм в России», созданной при содействии Института востоковедения РАН. Жители Владивостока увидели ленту первыми в стране. Ее горожанам представила лично автор сценария Елена Леонтьева. Итак, Елена Леонтьева, историк, автор фильма «Буддизм в России» — специально для PortoFranko.
— Моя работа прежде всего нацелена на то, чтобы показать обществу буддизм как важную интегральную часть нашей российской культуры и многих других культур, — говорит Елена Леонтьева. — Показать, какой он, из чего состоит, причем не с тем, чтобы люди заинтересовались и пришли, а, в первую очередь, чтобы они почувствовали себя с буддизмом, скажем так, в безопасности. Потому что у нас у всех есть это совершенно нормальное свойство человеческого ума — неприязнь чужого, это нормально, это генетически в нас заложено. И буддизм долго ощущался как что-то чужое, и поэтому вызывал настороженность. В этой связи у меня в некотором роде просветительская функция: честным образом успокоить ум.
Проект «История буддизма» появился в 2006 году. Фильм показывает историю российского буддизма через призму жизни отечественного духовного деятеля Агвана Доржиева, и рекомендован к просмотру Институтом востоковедения РАН в качестве обучающего материала для учебных заведений, в которых изучаются религиоведение или история религий.
За 12 лет съемочная группа объехала всю буддийскую Россию — 13 тысяч километров. Съемки проводились в Приморье, Монголии, Тыве, Бурятии, Калмыкии, Швейцарии, Париже, Ладакхе, Санкт-Петербурге, Москве и Самаре. Фильм приглашен к участию в международных фестивалях документального кино. В планах авторской группы — исследование истории буддизма в Индии, Тибете, Китае, Японии.
— В мире сейчас много сил, которые потенциальную несут угрозу, потому что они плохо обращаются с людьми, без уважения, не ценят человеческую жизнь и человеческую свободу, свободу женщины и вообще женщину, как таковую, — считает Елена Леонтьева. — Есть такое в мире, и это, конечно, очень хотелось бы смягчить и остановить. Как? Что делать? Я думаю — повышать осознанность. И в том числе, это задача людей, которые связаны с распространением информации: распространение качественной и проверенной информации, не лжи, не пропаганды, а фактов, как они есть. Это относится и к моей деятельности в университетах, например, где я читаю лекции. Я историк и занимаюсь собственно самой буддийской доктриной. Я просто рассказываю о том, какие у буддизма корни, как он развивался, куда приходил; как связан один буддизм с другим, например, как связан российский буддизм со всем остальным буддизмом, как он жил, и вот этот фильм как раз об этом.
— Фильм Лены дает возможность жителям Владивостока узнать часть своей истории, ведь уже в средние века на территории Дальнего Востока исповедовали буддизм. Владивосток окружен традиционными буддийскими культурами, и благодаря фильму, мы можем лучше понять наши общие корни. Мы также узнаем, что во многих городах России были построены современные буддистские центры и восстановлены храмы, потому что буддизм издревле присутствовал в России, — высказывает свое мнение Надя Дубинина, пресс-секретарь буддистского центра во Владивостоке.
— Мы постарались показать весь российский буддизм, это своего рода обзор. Российский буддизм — это традиционный буддизм, который вырос из глобального буддизма, а с другой стороны в каждой стране и культуре буддизм немножко свой. Китайский, японский, российский: точно также корни из общего, но в каждой стране будут свои нюансы, буддизм всегда впитывает культурные особенности, — обращает внимание Елена Леонтьева. — Важность работы буддийских учителей — это и позволить быть особенным каким-то вещам, и в то же время сохранить связи, преемственность и общность.
Зритель знакомится с периодами расцвета, вынужденного увядания и возрождения буддизма в нашей стране; слышит рассказы о событиях прошлого и мнения о будущем; видит, как складывалась судьба калмыцкого народа во время Великой отечественной войны; узнает о современном периоде обновления буддизма в Российской Федерации.
— Лена Леонтьева всегда приезжает во Владивосток с разнообразной и интересной программой — это презентации книг, лекции, пояснения для практикующих буддистов. Ярким событием этого приезда стал показ фильма «Буддизм в России: из прошлого в настоящее» в кинотеатре «Океан». Это невероятно, за два часа мы узнаем всю историю российского буддизма через призму жизни Агвана Доржиева. Как вдохновляют такие сильные и мудрые люди! Большое спасибо Елене и всей команде за предоставленную возможность, — говорит Вера Мун, руководитель буддистского центра во Владивостоке.
— Изнутри очень сложно сказать человеку самому, как это меня изменило. Это нужно спросить моих друзей, которые меня знали до и сейчас, — улыбается Елена на вопрос о том, как буддизм изменил ее. — Как я себя чувствую? Я просто чувствую себя все лучше и лучше. Не то чтобы у меня вообще не бывает каких-то сомнений, в себе, например, или каких-то, можно назвать это страданиями и переживаниями. Естественно, бывает все, но с годами мне все легче и легче относится к ним с приятием, шире смотреть на вещи; не зацикливаться на том, что болит; переключаться на что-то другое. Это называется создавать пространство. Вот это, правда, я могу сказать, что мне стало легче делать, и я все это отношу, конечно, за счет буддизма, безусловно: за счет медитаций, за счет всего, что мы делаем. Мне кажется, что ум действительно приобретает от всех этих занятий большую гибкость, и все легче отпускать все это.
Справка PortoFranko. Елена Леонтьева. Закончила Львовский государственный университет, факультет математики (1987). В 2011 году закончила аспирантуру в Институте востоковедения РАН по специальности «Источниковедение, историография и методы исторического исследования». С 2007 года — главный редактор издательства «Ориенталия». Автор множества статей и книг по буддизму. В настоящее время пишет и переводит книги, снимает документальное кино и путешествует. Во Владивостоке Елена представила фильм «Буддизм в России»; прочитала курс лекций «Буддизм: история, философия, современность» в рамках Дней буддийской культуры в ДВФУ; а также цикл лекций в центре современной культуры «Хлебозавод», в том числе лекции «Тибетское искусство» (тибетская опера и ритуальные танцы, так называемая «мистерия Цам») и «Наука видит иначе» (о некоторых результатах современных исследований процесса медитации). Фильм «Буддизм в России» в Интернете: www.buddhism-history.ru, facebook.com/buddhismfilm, vk.com/buddhismfilm, INSTAGRAM – buddhismfilmrussia.
Наталья ЛОБАНОВСКАЯ (фото автора)