Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Власти Японии испытали шок»: страна оказалась перед выбором после указа Путина

Рубрика: АТР, Политика
03.07.2022

Указ президента России Владимира Путина по нефтегазовому проекту «Сахалин-2» ставит Японию перед сложной дилеммой, пишет издание Nikkei.

Как сообщает Nikkei, после решения Владимира Путина власти Японии «испытали шок». По мнению автора статьи, Токио придется выбирать между собственной энергетической безопасностью и единством G7. Положение дел в первую очередь осложняет тот факт, что доли в «Сахалине-2» имеют японские компании Mitsui и Mitsubishi. Причем порядка десяти процентов импорта сжиженного природного газа в страну приходится именно на этот проект.

Как отмечает обозреватель, Японию ждут три возможных сценария развития ситуации. Первый предполагает, что Mitsui и Mitsubishi выполнят условия Москвы и получат долю в новом операторе «Сахалина-2». У них не будет гарантии, что структура собственности и пропорция участия в проекте сохранятся.

Во втором случае возможен отказ от перехода к новому оператору и сохранение для Токио долгосрочных контрактов на покупку СПГ. В частности, журналист напомнил, что в 2009 году японский импортер энергоресурсов JERA заключил 20-летний контракт на поставку более полутора миллионов тонн топлива в год по проекту «Сахалин-2».

— Обычно это не было бы проблемой. Подобные контракты, как правило, остаются в силе при смене владельца. Но Россия поместила Японию в список «недружественных стран», так что неопределенность сохраняется, — подчеркивается в статье.

Что касается третьего сценария, то он считается наихудшим, поскольку тогда Mitsui и Mitsubishi откажутся от долей в новом операторе, а контракты на импорт СПГ будут расторгнуты. Для Токио это означает серьезный удар по энергетической безопасности, ведь ей придется покупать более дорогой газ на спотовом рынке.

В итоге Япония оказалась перед дилеммой: если страна попытается защитить свои интересы на «Сахалине-2», то спровоцирует разногласия в «едином фронте» стран «Большой семерки», а если решит выйти из проекта, ее ждут серьезные перебои с поставками сжиженного природного газа, подытоживается в статье.

«Сахалин-2» — нефтегазовый проект, в рамках которого осваивают два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (преимущественно газовое). Инфраструктура включает три морские платформы, объединенный береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и завод СПГ проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год.

До указа президента оператором проекта была компания «Сахалин Энерджи». Сейчас ее акции принадлежат «Газпрому» (50 % плюс одна акция), Shell (27,5 % минус одна акция), Mitsui & Co. Ltd (12,5 %) и Mitsubishi Corporation (10 %).

Англо-нидерландская компания Shell в конце февраля объявила о решении выйти из совместных с «Газпромом» и «Газпром нефтью» предприятий, включая «Сахалин-2».

Накануне глава российского государства подписал указ, согласно которому оператор проекта — Sakhalin Energy (совместное предприятие «Газпрома», Shell, Mitsui и Mitsubishi) — будет заменен на новое российское юрлицо. А имущество компании станет собственностью России.

Эксперты прогнозируют, что подобные специальные меры могут быть приняты и другому крупному проекту —  «Сахалин-1» . Его участники — «Роснефть», японская Sodeco, индийская ONGC Videsh и американская ExxonMobil, которая заявляла о выходе из проекта. Япония ранее заявляла, что намерена остаться в обоих проектах, чтобы ее место не заняла другая страна.

Как отмечают российские эксперты, решение президента выглядит вполне логичным на фоне оголтелой санкционной политики и перспектив дальнейшего развития проектов на Дальнем Востоке. Сахалинские месторождения, напоминиют аналитики, также являются ресурсной базой для газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток (СХВ). Как известно, «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочный договор о поставках природного газа в КНР по «дальневосточному маршруту», который станет продолжением СХВ и пройдет через границу в Приморье.

Фото РИА «Новости»