Все ценное — за борт? На долю FESCO в «Трансконтейнере» нацелились структуры Абрамовича
Вслед за сделкой по продаже Новороссийского морского торгового порта разваливаются и другие планы арестованного владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова — по созданию на базе FESCO и «Трансконтейнера» национального контейнерного оператора. Теперь испытывающая нелегкие времена группа, наоборот, хочет продать блокпакет в компании, который по рынку стоит более 16 млрд руб. Среди основных претендентов называют структуры, близкие к Роману Абрамовичу и Александру Абрамову, уже владеющие 24,5% «Трансконтейнера».
По данным газеты «Коммерсант», транспортная группа FESCO (32,5% принадлежит «Сумме» Зиявудина Магомедова, арестованного в конце марта по подозрению в мошенничестве, растрате и организации преступного сообщества) собирает заявки на покупку у нее 25,07% в ПАО «Трансконтейнер». Основным претендентом на покупку блокпакета называют структуры, близкие к Роману Абрамовичу и Александру Абрамову. Ранее в декабре 2017 года стало известно, что подконтрольный им «Енисей Капитал» приобрел у НПФ «Благосостояние» 24,5% оператора, а в начале недели появилась информация, что гендиректором ПАО вместо Петра Баскакова может быть назначен Вячеслав Сараев. Сейчас Вячеслав Сараев возглавляет ООО «УК «Межегейуголь» (входит в угольный дивизион группы Evraz Абрамовича, Абрамова и партнеров), а с января 2015-го по октябрь 2017-го работал управляющим директором ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт». Эксперты также не исключают, что одним из претендентов может быть UCL Holding Владимира Лисина, заявлявший об интересе к 50% плюс двум акциям «Трансконтейнера», принадлежащим ОАО РЖД.
В FESCO сообщили, что «в рамках текущей деятельности регулярно проводят оценку портфеля своих активов». В настоящее время не принято никаких окончательных решений, связанных с изменением доли участия в «Трансконтейнере». В «Сумме» подтвердили, что группе «действительно поступают предложения от покупателей», отмечая, что пока нет принципиальной позиции по сделке, поскольку нет решения ОАО РЖД по приватизации госпакета (приватизация этой доли отложена на неопределенный срок).
«Сумма» владеет долей в «Трансконтейнере» с 2012 года после приобретения FESCO, которой тогда принадлежало 23,7% оператора. Позже пакет был увеличен до 25,07%. Зиявудин Магомедов неоднократно заявлял о желании получить как минимум контроль над «Трансконтейнером», выкупив долю ОАО РЖД — целиком либо траншами — и создав на базе актива национального контейнерного оператора за счет синергии с FESCO. Президент РФ Владимир Путин в 2017 году поручил проанализировать целесообразность продажи контрольного пакета ПАО, ведомства дали положительное заключение и решили это делать на открытом аукционе (планировался на апрель). «Сумма» считалась одним из главных претендентов до ареста Зиявудина Магомедова.
Буквально за несколько недель до ареста господина Магомедова и его брата Магомеда стало известно, что «Сумма» продает долю в одном из самых прибыльных активов — Новороссийском морском торговом порту, где ей на паритетных началах с «Транснефтью» принадлежит 50,1%. Купить долю должна была «Транснефть», которая получила разрешение ФАС на приобретение контроля, но из-за «проблем», связанных в том числе с арестами, переговоры были приостановлены.
Акции «Трансконтейнера», принадлежащие FESCO, находятся в залоге. Из-за дефолта по евробондам в 2016 году компания привлекла в конце 2017 года кредит ВТБ на $150 млн. Заем был получен под залог 24,1% акций железнодорожного оператора. Еще в 2016 году держатели евробондов FESCO предлагали компании продать пакет «Трансконтейнера», тогда составлявший 24,1%, за $190 млн, гарантировав за счет этого погашение долгов.
В конце февраля этого года головная структура группы — ДВМП — не выплатила более 1,37 млрд рублей дохода по купонам облигаций серии БО-01, а также не смогла погасить номинальную стоимость бумаг объемом в 5 млрд рублей. В сложившейся ситуации желание «Суммы» продать блокпакет в «Трансконтейнере» вполне объяснимо, говорит глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, группа потеряла надежду на приобретение контроля в операторе, а в таких условиях ей выгоднее было бы продать долю раньше, чем ОАО РЖД продаст свой пакет. Пошла игра на опережение, считает эксперт,— после того как появится инвестор по первой сделке, договориться о цене или найти другую компанию на второй пакет будет сложнее. По его мнению, учитывая ситуацию с акционером «Суммы», а также то, что акции находятся в залоге, дисконт может составить до 20%.
Кроме того, непонятна ситуация и с акциями FESCO. Как уже сообщал PortoFranko, Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство материалы по вхождению в группу арабского портового оператора DP World. В мае ФАС уточнила, что «пакет документов о покупке доли еще не полностью готов». Комментировать влияние ареста Зиявудина Магомедова на судьбу сделки в ведомстве не стали.
Напомним, что в середине мая «Сумму» покинул первый заместитель гендиректора Александр Панченко, который курировал проект создания национального контейнерного оператора и входил в советы директоров «Трансконтейнера» и FESCO. По мнению управляющего партнера Winner Partners Григория Окуня, сейчас либо группа развалится и каждая из компаний обретет профильного инвестора, либо появится один крупный «наследник на это царство».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА