Всех в «Звезду». Портфель заказов «суперверфи» в Приморье Игорь Сечин наполнит в принудительном порядке
Государство обещает принудительно загрузить заказами верфь «Звезда», которую консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка строит в Большом Камне. Пока она имеет заказы лишь на 14 судов, в основном от самой «Роснефти». Госдума до конца года обязалась принять закон, дающий правительству право контролировать размещение заказов на суда дороже 2 млрд. руб. «Внимательно следить» за размещением заказов пообещал и Владимир Путин, посетивший предприятие во время ВЭФ во Владивостоке.
Пока в портфеле «Звезды», кроме заказа «Роснефти», один ледокол для ФГУП «Росморпорт» с опционом на три судна. Более того, попытка привлечь заказ «Совкомфлота» в прошлую пятницу провалилась. Газета «Коммерсант» рассказала чудесную историю, как глава «Роснефти» Игорь Сечин в последний момент отменил подписание стандартного контракта на пять танкеров, решив, что заказывать суда должен не «Совкомфлот», а сама «Роснефть».
Во время визита в Большой Камень Владимир Путин отметил, что «Звезда» «обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей России и мира». Вопрос загрузки комплекса, строительство которого оценивается в 149 млрд. руб.,— ключевая проблема проекта, делал упор Игорь Сечин, умело обходя скандальную отмену контракта с «Совкомфлотом». По его словам, с учетом заказа «Роснефти» сейчас портфель заказов состоит из 14 единиц, тогда как «для выхода на позитивную экономику» до 2035 года «Звезде» надо получить портфель из 178 судов. При этом, нажаловался господин Сечин господину Путину со ссылкой на данные Росрегистра, только в Китае российские компании разместили заказы более чем на 50 судов стоимостью $5 млрд. Президенту цифры не понравились.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин тут же заверил, что «предварительные согласования» о размещении заказов на «Звезде» есть со всеми основными игроками — НОВАТЭКом, ЛУКОЙЛом, «Газпромом» и уже пострадавшим «Совкомфлотом». Прочувствовав настроение, Игорь Сечин надавил: нужны срочные законодательные меры для защиты «отечественного производителя, морских транспортных компаний». Господин Рогозин отреагировал, что «это будет в ближайшее время исправлено», а «в Госдуму поступил одобренный правительством законопроект, в соответствии с которым теперь правительственная комиссия по импортозамещению будет обладать исключительными правами регулировать все заказы выше определенных сумм». Речь идет о госкомпаниях с долей государства в капитале свыше 50%, пояснил вице-премьер. Закон может быть принят до конца года, и с 1 января 2018 года, по словам чиновника, госкомпании будут должны согласовывать с правительством заказы на морскую технику стоимостью от 2 млрд. руб.
Бизнес-модель «Звезды» отражает ключевые элементы новой промышленной госполитики. Курс на импортозамещение делает как- то неуместными вопросы о конкурентоспособности, цене и качестве. Идея принудительного формирования портфеля заказов «Звезды» не нова. Глава «Роснефти» неоднократно просил президента стимулировать их размещение в приказном порядке — через директивы советам директоров госкомпаний, налоговыми мерами и т. д. И вот, видимо, пробил «звездный час». Уже с 2018 года правкомиссия по импортозамещению будет решать, надо ли госкомпании строить судно в Корее за реальную рыночную цену или на отечественной «Звезде». А это уж, как решит Игорь Сечин?..