«Заманиваю учителей во Владивосток»: откровенно о школах – из первых уст
Максим Кильчевский – одна из самых интересных и перспективных фигур в администрации Владивостока. Ему всего 29 лет. Карьерный взлет стремительный, — в 2015 году, после окончания специалитета ДВФУ по направлению математика, он пришел на работу в школу № 25 сначала учителем, затем стал заместителем директора по воспитательной работе. Два года назад в составе команды педагогов школы № 25 выиграл в полуфинале федерального конкурса «Учитель будущего», после чего Максим Кильчевский стал директором школы № 14 во Владивостоке. Ровно год назад глава города Константин Шестаков пошел на риск и предложил молодому директору, явно не чиновнику по образу мыслей, должность руководителя управления образования. Прошел год — время, когда настала пора задавать вопросы.
— Максим, первый вопрос – самый важный и наболевший. Что происходит с учителями в школах Владивостока? То, что их не хватает, мы знаем. Но хотелось бы знать, что делает городская администрация для того, чтобы ликвидировать эту проблему?
— Вы правы, учителей не хватает. Старая гвардия уходит по возрасту, многие меняют профессию на более спокойную — вы же понимаете, в школах работать непросто. К сожалению, молодые кадры, которые к нам приходят, пока не покрывают наших потребностей. С этого года мы приняли решение, что работаем со всеми регионами страны. У нас есть чем привлечь молодых учителей. Они могут рассчитывать на значительные подъёмные и доплаты. Для тех, кто еще не имеет педагогического стажа и соответствующих надбавок за категорию, это является важным подспорьем. Кроме того, запущена программа обеспечения педагогов служебным жильём. С этого года мы компенсируем даже перелет. Обеспечиваем жильем — это либо место в общежитии, либо, если едет семейная пара, ведомственное жилье. Не говоря о том, повторюсь, что люди могут снять квартиру, половину стоимости оплачивают. Все решается индивидуально.
И люди едут! Благодаря изменениям, которые происходят в краевом центре, Владивосток становится интересным местом для молодых специалистов не только для работы, но и для жизни. Не говоря уже об отпуске в 64 календарных дня на морском побережье — никуда ехать не надо! Вот через такие заходы нам удалось с начала года привлечь в приморскую столицу уже 16 молодых учителей из разных регионов России. За два года приехали порядка 30 человек. Хотелось бы больше, конечно.
— А что с нашими собственными кузницами кадров? Насколько я знаю, уссурийский пединститут закрылся?
— Да, к сожалению, это так. Но мэрия Владивостока пошла по пути целевых договоров. Уже в этом году мы заключили ряд договоров с будущими студентами — во время учебы ребята будут получать специальные стипендии от мэрии. После получения дипломов они придут во владивостокские школы и должны будут отработать по специальности не менее трёх лет.
В нынешнем году 34 человека начали учиться в ДВФУ и ВВГУ, получая специальность учителей начальных классов, математики и компьютерных технологий. Кроме того, мы готовим себе учителей русского языка и литературы, английского и корейского языков, истории и обществознания. Через 5 лет выпускники этих вузов станут учителями в 19 школах города Владивостока. Для того чтобы у нас было кому учиться по целевому набору, мы открываем в школах города специальные профильные классы будущих педагогов. На данный момент такие классы открыты в пяти учебных заведениях. С десятого класса дети изучают психологию и педагогику.
-Максим, я недавно беседовала с молодым педагогом, учителем истории. Он сказал, что зарабатывает в месяц порядка 70 тысяч рублей. При том, что ему оплачивают половину стоимости наемного жилья. Что, такие неплохие заработки у всех молодых учителей?
— Если будет нормальная нагрузка, то эти деньги и даже более вполне реально заработать. Мы с первого сентября подняли базовый оклад педагогам до 20 тысяч рублей, раньше был 14. Есть разные надбавки, так что средняя зарплата по городу сейчас 60 тысяч рублей. Это на среднюю нагрузку. Сейчас хорошая доплата за классное руководство — раньше это было 2 тысячи, сейчас 10 тысяч. В каждой школе есть фонды стимулирования — если учитель стабильно показывает хороший результат по тому или иному направлению, педагогов премируют. Так что у нас есть педагоги, которые получают и по 120 тысяч рублей. С 1 декабря пройдет еще одно повышение заработной платы — уже второе с начала года. Наша задача – поработать над стимулированием. Если сейчас за первую категорию дают 10 %, а за высшую — 20, мы хотим, чтобы высшая категория была более презентабельная и давать за нее 70 процентов. Но для того, чтобы это случилось, мы должны отработать с краем механизм получения этой категории,- чтобы она реально считалась элитарной, — признаком хорошего мастерства педагога.
Что касается молодежи, если учесть компенсацию половины стоимости наемной квартиры, то, согласитесь, работа в школе для молодого человека – это очень привлекательное занятие. Ты занят по-настоящему важным и нужным делом и получаешь за это достойную зарплату. Чем плохо? Поэтому часто, будучи в командировках на западе страны, я не устаю заманивать педагогов во Владивосток. Право, оно того стоит!
— Насущная проблема – телефоны. Как мы можем защитить сегодня учителей от разных эксцессов с использованием школьниками гаджетов и выкладываением потом роликов в сеть? Вы сами, будучи учителем, с этим сталкивались?
— Конечно, сталкивался, будучи и замом директора, и директором школы. Все зависит от того, как выстроена работа с родителями в школе. Мы должны четко понимать, что и дети стали другими, и родители. Сейчас мамы и папы любят информационную открытость. Мы всегда четко учителям говорим: если наступила какая-то конфликтная ситуация, родитель должен понимать, куда он может обратиться. Конечно, когда родителя футболят в школе, он идет в прокуратуру и пишет там гневное письмо с эмоциями. В школах есть службы урегулирования споров и конфликтов. Понятно одно — школа не должна быть замкнутым местом.
Что касается видеосъемок, мы действует в рамках действующего законодательства. Да, на уроке телефон нельзя использовать. Только в рамках образовательного процесса.
— Может быть, надо, чтобы дети заходят в класс, телефоны куда-то клали?
— Это хорошая идея. Мы ее сейчас отрабатываем. Пока на добровольном уровне. Будем ждать изменения в законодательстве. Думаем над тем, чтобы наладить систему видеонаблюдения. У нас 75 школ, просчитываем, сколько это будет. В части школ такие камеры уже стоят. И это отлично работает, – начиная с того, что дети гораздо меньше шумят на уроках.
— Какая ситуация в школе на Патрокле? Когда ждать начала занятий?
— Образовательный процесс мы планируем начать 1 сентября 2024 года. Сейчас идет конкурс на замещение должности директора. Микрорайон густонаселенный, уже есть педагоги, которые готовы там работать.
В настоящее время заключено концессионное соглашение на строительство школы в Снеговой Пади на 1100 человек. Но там срок сдачи строительно-монтажных работ — декабрь 2024 года. Соответственно, образовательный процесс начнется только в 2025 году.
— Некоторые наши читатели жалуются, что в ряде школ некоторые учителя игнорируют тему СВО. Насколько наши дети вовлечены в патриотическое воспитание?
— Не могу комментировать действия какого-то одного учителя. Если такие случаи имеют место, это повод для жалобы, безусловно. Мы со своей стороны прилагаем максимум усилий в этом направлении. С утра у нас линейка, гимн, разговоры о важном. Патриотические уголки есть в каждой школе. Есть целые коридоры — во славу Отечества, где висят портреты, биографии героев СВО. Такая работа ведется полноценно. Вышел новый учебник истории, где четко отражена позиция России в мире. Постоянные акции: мы пишем письма солдатам на фронт, рисуем рисунки. В школы заходит Российское движение детей и молодежи, открываются первичные отделения «Юнармии», «Орлят России». Проходят уроки мужества, встречи с воинами СВО.
— В стране дефицит рабочих рук, это факт. Есть ли желание возродить УПК в школах, то есть учебно-производственные комбинаты, где бы дети учились рабочим специальностям?
— У нас есть проект «Аттестат плюс профессия». Косвенно мы эту тему возрождаем. Старшеклассники выезжают на базы коллежей, получают там первые профессии. Например, в гимназии № 2 есть класс Роснефти, оттуда выходят газоэлектросварщики. Ребята из лицея 41 и гимназии № 1, из медицинских классов, получают корочку о том, что они медработники. Педклассы получают специальность вожатого.
— Насколько востребованы профклассы у ребят?
— Более чем. Мы сначала переживали: нужно ли это? Однако когда мы проводим аналитику, видим, что есть много желающих. Мест не хватает! В свою очередь, колледжи также распробовали этот кейс, ведь они получают себе качественно подготовленных абитуриентов, которые потом идут к ним учиться. Мы детей ориентируем сейчас так: чтобы в десятые классы шли только те, кто хочет получать высшее образование.
— А если человек решил сменить свою профессию и стать учителем — это реально сделать, при наличии, скажем, профильного образования химии или физики, или литературы?
— Это вполне реально сделать, и мы это всячески приветствуем. Достаточно будет пройти курсы повышения квалификации — мы подскажем, куда обратиться. И через несколько месяцев идти в школу, сеять разумное, доброе, вечное. Что бы там ни говорили, профессия учителя – одна из лучших в этом мире. У человека, который учит детей, определенно есть смысл жизни. А это, знаете, дорогого стоит!
Лада ГЛЫБИНА