Других писателей у нас для вас нет. Какая польза Владивостоку от ЛиТРа?

Столица Дальнего Востока подводит итоги второго Литературного фестиваля — события, которое привлекло внимание на только российской, но и международной творческой общественности. Во Владивосток приехали не только московские писатели и издатели, но их коллеги из стран АТР. В то же время, литературный фестиваль вызвал неоднозначную реакцию в среде части приморской творческой интеллигенции, дело даже дошло до драки российского прозаика Захара Прилепина с местным поэтом Спартаком Голиковым. Мы попытались разобраться, зачем и в каких объемах нужен творческий ЛиТР столице Дальневосточного региона.

Ищите женщину

История возникновения ЛиТРа на дальневосточной земле увлекательна сама по себе и достойна отдельного рассказа. Началось все с прекрасной дамы, которая увлеклась творчеством Михаила Елизарова, писателя и поэта, собирающего на свои концерты в клубах и лекции о литературе немалое количество слушателей, однако, в силу ряда причин, не допускаемого до широкой аудитории.

Энергии у прекрасной дамы, Галины Антонец, оказалось хоть отбавляй. Известный адвокат, блогер, и просто поклонник хорошей литературы, Галина загорелась мыслью привезти Михаила Елизарова на концерт во Владивосток. Однако Елизаров категорически отказывался, ссылаясь на то, что не терпит самолеты, как вид транспорта.

— Была какая-то растерянность и злость, что книги Елизарова невозможно купить в магазинах, — рассказывает Антонец. — Ведь это не просто писатель или автор песен. Творчество Елизарова — это, своего рода, философия. В Москве или в Питере билеты на его концерты сметают буквально за пару дней. И там можно встретить ярых либералов и анархистов, которые в обнимку с единороссами орут, подпевая скальду: «А любовь моя, печаль-виолончель…».

Все решил его величество случай. На одной из лекций Елизарова Галина Антонец познакомилась с руководителем творческой группы Культбригада Вячеславом Коноваловым.

— За чашкой чая Вячеслав рассказал мне, что есть идея провести во Владивостоке Литературный фестиваль, и даже уже название придумано — ЛиТР: Литература Тихоокеанской России, — рассказывает Галина. — Но вот как это сделать? Я ответила, что если Вячеслав уговорит Елизарова в рамках фестиваля приехать к нам с концертом, можно попробовать найти людей, котрые готовы помочь...

Дальнейшие события показали, что ничего невозможно нет.

Уже в виде рабочего предложения идея о проведении ЛиТРа на дальневосточной земле попала на стол к тогдашнему министру Минвостокразвиия Александру Галушке, который, на счастье, также оказался человеком, влюбленным в литературу. Все остальное, после высочайшего одобрения, оказалось делом техники и некоторых бюджетных вливаний.

По большому счету, невелики расходы, если понимать, что именно мы получаем взамен. Надо отдавать себе отчет, что никакое строительство мостов и дорог, и даже дорогущих музейных центров не избавит Владивосток от статуса глухой провинции, до тех пор, пока в городе не начнется истинная творческая жизнь. А это возможно только в одном случае: когда местные писатели, поэты, художники и музыканты перестанут вариться в собственном, зачастую, перебродившем соку.

Водки писателю!

Автору всегда нужны тиражи и читатели. Это с одной стороны. С другой — издателям всегда нужны хорошие авторы. Если в Москве первые и вторые давно нашли путь друг к другу, то во Владивостоке все печально. Писатели, по мере своих финансовых возможностей, издают книги мизерными тиражами за свой счет, а потом сами же продвигают их, в основном с помощью социальных сетей. Навыки рекламных агентов — замечательное приобретение по нынешним временам, однако это мало способствует творческому процессу.

И тут появился ЛиТР. Если в прошлом году к организаторам фестиваля были некоторые вопросы по части места проведения — не всем понравилась локация в кампусе ДВФУ на острове Русском, то в этом году ЛиТР смело шагнул в народ. Все фестивальные мероприятия были в центре Владивостока. Их случилось так много, и почти все оказались такие интересные, что, честно говоря, хотелось пожурить организаторов именно за то, что «гонят коней», а не презентуют фестивальные блюда по-очереди, дабы можно было сполна насладиться вкусом.

В самом деле, крайне сложно было выбирать между презентацией книги «Бестеневая лампа» приморского автора, доктора Ивана Панкратова и лекцией замечательного писателя Михаила Тарковского. Идти слушать Лукьяненко или Захара Прилепина? Отправиться на лекцию литературного критика Михаила Визеля «Фейк ньс в 12 веке — Блестящее порождение переводчика», или послушать из уст знаменитого Павла Басинского про вековой конфликт Толстого и церкви… Подобных примеров было не счесть…

К слову, некоторые бытовые курьезы опровергли мнение, что простые жители Владивостока не знают представителей российской литературы. История, напоминающая анекдот, случилась в одном из ресторанов Владивостока, где обедали гости фестиваля. Рассказывают, что официантка долго всматривалась в лица московских гостей, а потом шепотом спросила у одного из них, кивая на известного писателя: «Это кто? Неужели Лукьяненко?!!» Получив утвердительный ответ, девушка метнулась из зала, и через некоторые время вернулась в сопровождении минимум десятка сотрудников общепита. Все стояли и восхищенно смотрели на обедающего фантаста, автора многочисленных «Дозоров».

— Может быть, господину Лукьяненко надо что-то особенное? — поинтересовалась официантка.

— Холодной водки! — последовал ответ, достойный настоящего русского писателя. Ледяную водку немедленно принесли!

А если серьезно, особое слово стоит сказать о представительности ЛиТРа-2019. Во Владивосток действительно приехали одни из самых интересных российских авторов. Одно перечисление имен говорит само за себя. Это Сергей Лукьяненко, Павел Басинский, Андрей Геласимов, Андрей Рубанов, Захар Прилепин, Нина Дашевская, Андрей Аствацатуров, Алексей Варламов, Михаил Тарковский…

Очень важно, что кроме, собственно, авторов, приехали издатели. К примеру, Сергей Турко, главный редактор издательства « Альпина Паблишер», Андрей Петров, директор и главный редактор издательства «Молодая Гвардия» и ряд других личностей, о знакомстве с которыми местные авторы могли только мечтать.

К слову, прогнозы Галины Антонец относительно успеха Михаила Елизарова во Владивостоке полностью оправдались. Аншлаг был как на концерте в ночном клубе «Водолей», так и на лекции в библиотеке «Бук». Хорошо, что среди слушателей была преимущественно молодежь, и не было никого из ответственных чиновников. Ибо ненормативные тексты Елизарова — это особое удовольствие для тех, кто, мягко говоря, имеет вопросы к существующей политической повестке дня.

Сегодня в обществе силен запрос на правду. Избирателей обмануть можно. Слушателей и читателей — никогда.

Бескрайний рынок Азии

Помимо русского литературного десанта, на ЛиТРе было мощное представительство из стран Азии: Китай, Корея, Вьетнам. Оказывается, соседям крайне интересные процессы, которые происходят на приморской земле. Там активно учат русский язык и нуждаются в русской литературе. Новость, очень приятная для наших авторов, учитывая потенциальную возможность выхода на бескрайний рынок азиатских читателей.

— На мой взгляд, литературный фестиваль — это очень важное мероприятие для территории, — считает приморский писатель Татьяна Таран. — Двадцать лет подряд у нас во Владивостоке проводилась Дальневосточная книжная ярмарка «Печатный двор», которая объединяла Якутию, Магадан, Сахалин, Камчатку, Приморский и Хабаровский края. На эту ярмарку с книжными новинками съезжались авторы, издатели, книготорговцы со всего Дальнего Востока. Последний раз ярмарка прошла в 2017 году. После этого образовался провал. И тут — Литературный фестиваль. Чего стоит сама возможность послушать таких людей, как Андрей Аствацатуров. Он же не только писатель, но и преподаватель, я его лекцию о литературе слушала, осталась в восторге!

По словам Татьяны Таран, для нее в прошедшем фестивале самым главным стала международная повестка.

— Так получилось, еще на прошлом ЛиТРе я подошла к директору института иностранных языков Чаньчуньского университета Ван Цзиньлинь. Просто подошла познакомиться. «Я местный писатель, здравствуйте!». Она заинтересовалась: «О чем вы пишите?» Я ответила, что пишу современную прозу, как живут люди из Владивостока. Ей мои книги понравились, в результате их перевели на китайский язык, хотя пока не издали. На этом фестивале история продолжилась. На одном из круглых столов ко мне подошла писатель и переводчик из Вьетнама Нгуен Туи Ань. Она очень известна во Вьетнаме. Нгуен Туи Ань сказала мне — я хочу знать, о чем вы пишите. В ответ я подарила ей свою книгу, она за вечер прочла несколько моих рассказов и изъявила желание перевести их на вьетнамский язык. Это не какие-то мои сверхусилия. Просто фестиваль пришел и дал мне эту возможность.

Дегустировать лично!

Для приморских читателей одними из самых интересных и близких литературных событий стали фестивальные презентации недавно вышедших книг Татьяны Крыловой и Ивана Панкратова. Оба автора вышли, если можно так сказать, из "шинели" социальных сетей. Оба — любимы и известны в приморской культурной среде.

Крылова написала замечательную детскую сказку «Хранитель», Панкратов — роман о жизни врача, «Бестеневая лампа». Обе книги изданы за счет авторов, мизерными тиражами, и, разумеется, разошлись влет. Остается надеяться, что Крылова и Панкратов не останутся незамеченными московскими издателями. Право, они того стоят.

Конечно, наивно было бы ожидать, что для всех приморских авторов ЛиТР в одночасье станет некоей волшебной палочкой, которая откроет дверь в мир большой литературы. Но участие в фестивале — это тот лотерейный билет, который, по меньшей мере, стоит купить.

Разумеется, мир творческих людей — сложный, и отношения в этом мире, зачастую, далеки от идеальных. В завершении фестиваля не обошлось без эксцессов. Как уже сообщал PortoFranko, в последний день на ЛиТРе известный российский прозаик Захар Прилепин подрался с местным поэтом Спартаком Голиковым. Литераторы, скажем так, не сошлись характерами на почве разных взглядов на политические процессы.

— Эх, пропустили самое интересное! — сокрушаются теперь пользователи социальных сетей. — Видеозапись есть?

К сожалению, видеозаписи этого буйного окололитературного процесса не имеется. Это еще раз говорит о том, что на фестивали надо ходить!

По нашему мнению, ЛиТР точно достоин того, чтобы дегустировать его лично. А также выделять на это событие деньги — как бы не протестовали некоторые, считающие себя обделенными.

Да и на кого еще, как не на российских писателей, тратить! Святые ведь люди, практически. Пусть приедут. Подышат морем. Порадуются, как дети, креветкам, величиной с ладонь. Пусть посмотрят, что жизнь не заканчивается Садовым кольцом. Хорошо выпьют. Подерутся от души, в конце-то концов.

Где еще, как не во Владивостоке!..

Лада ГЛЫБИНА

Фото Галины АНТОНЕЦ, Александра САФРОНОВА, Татьяны КРЫЛОВОЙ и PortoFranko

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
21.05.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!