Литр в бак — пять рублей в карман. АЗС в Приморье: что будет после марта с ценой на бензин?

Автозаправки весь февраль торговали моторным топливом, практически не опуская цены, несмотря на то, что прибыль операторов АЗС выросла до существенных значений. Если в среднем по итогам прошлого года с каждого проданного литра АЗС получали около полурубля, то к концу февраля — уже около пяти рублей. Эксперты считают, что потребителям, как минимум, не стоит ждать снижения цен в марте.

Средние цены на моторное топливо на сетевых заправках и некоторых независимых АЗС в начале марта изменились незначительно, — отмечают опрошенные «Российской газетой» эксперты. В Приморье и в целом по Дальнему Востоку они, можно сказать, замерли. Более того, примерно месяц как снизилась активность топливных союзов, в последний год часто напоминавших, как тяжело им работать в текущих условиях.

Эксперты называют причину: внутренний рынок топлива серьезно затоварен в низкий сезон, и на этом фоне маржинальность операторов АЗС (то есть прибыль за вычетом переменных затрат) рванула вверх. Операторы АЗС в течение месяца поддерживали цены на бензин на предельном уровне, установленном соглашением производителей нефтепродуктов с правительством. Как следствие, на фоне снижающихся мелкооптовых цен прибыль от реализации продукта через АЗС росла, и к начале марта чистая маржа розничной торговли Аи-95 достигла новой высоты в шесть рублей на литр, говорится в еженедельном обзоре «Петромаркета». В среднем за февраль чистая маржа торговли Аи-92 на АЗС составила 4,1 рубля на литр, Аи-95 — 5,3 рубля на литр.

Владельцы АЗС в теории могли отступить в цене, но не делают этого, поскольку хотят компенсировать прошлогодние убытки. Тогда в отдельные месяцы чистая маржа розницы уходила в минус, а в среднем за год составила 20 копеек на литр Аи-92 и 1,3 рубля на литр Аи-95, подсчитали в «Петромаркете». В начале декабря, когда правительство и нефтяники уже договорились заморозить цены, Минэнерго сообщало о возвращении маржи операторов АЗС на уровень четырех рублей на литр (сопоставимо с 2014 годом). Сами заправщики отмечали, что это граница безубыточности.

У роста маржинальности АЗС экономические причины: производители, по соглашению с правительством, обязаны поставлять на биржу на три процента больше топлива, чем за тот же месяц минувшего года, они также ограничены в наращивании экспорта и, следовательно, в разгоне цен. В итоге весь февраль характеризовался избыточностью предложения.

— Поведение цен на предстоящей неделе или даже в течение двух недель, вероятно, мало изменится. И к тому есть основания, — прокомментировал гендиректор «РК Интегратор» Виктор Костюков. План реализации нефтепродуктов предполагает, что выпуск бензина в марте увеличится на 9,4 % относительно и без того избыточного февраля. Покупатели топлива на бирже не требуют от продавцов снижения стоимости.

Диспаритет между ценой предложения и спроса сокращается и приводит рынок к состоянию неустойчивого равновесия, чутко реагирующего даже на слабые сигналы, считает Костюков. Одним из таких сигналов может служить заявление Минэнерго, что после 31 марта продлевать соглашение между нефтяниками и правительством не понадобится, о чем сообщал замглавы ведомства Павел Сорокин. Решение по соглашению еще не принято, как и нет решения по корректировке демпфирующего (сглаживающего колебания цен) механизма. Сейчас он работает, как запланировано, по дизелю, но не по бензину, что нефтяники хотели обсудить на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Представитель Козака сообщил, что совещание состоится в марте. Эксперты допускают, что динамика цен в опте и рознице после 31 марта может зависеть от итогов этого совещания.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
11.03.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!