Немедленно отключайтесь. Россиян предупредили о целом вале новых мошенничеств с картами

Масштаб проблемы мошеннических звонков клиентам банков с подменой номера кредитной организации стремительно расширяется. По данным ЦБ, за лето мошенникам удалось подменить сотни банковских номеров. Эксперты утверждают, что ситуация еще серьезнее, чем представляется Банку России, который знает лишь о «капле в море» мошенничеств. Участники рынка ждут от регулятора «единого решения».

Как сообщают участники рынка и подтверждают данные ЦБ, летом 2019 года резко возросло количество мошеннических звонков клиентам банков, в том числе с подменой номера кредитной организации. Так, согласно представленным ЦБ на консультационном совете по развитию национальной платежной системы данным, за июнь—август мегарегулятор направил операторам связи информацию о более чем 2,5 тыс. телефонных номеров, с которых поступали звонки банковским клиентам. В ответ на сообщения ЦБ об этих звонках операторы в 218 случаях заблокировали номер, в 59 — ввели ограничение на использование финансовых сервисов, в 198 — была выявлена подмена номера банка. В более чем 2 тыс. случаев было отказано в принятии мер реагирования «ввиду отсутствия правовых оснований», отмечается в материалах ЦБ.

Как пояснил «Коммерсанту» первый заместитель главы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев, цифры отражают не только результативные атаки, но и попытки хищения. «Важно понимать, что статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров,— отмечает он.— Например, цифра 198 — это фактически количество номеров кредитных организаций, которые во время звонков подменили мошенники».

По словам Артема Сычева, подмены номера коснулись широкого круга банков. Осень приготовила новые испытания. В сентябре был выявлен очередной всплеск мошеннических звонков, в том числе с подменой номера банка.

При этом статистика ЦБ отражает лишь малую часть проблемы. По словам специалистов, необходимо выстраивание общего механизма выявления и блокировки вызовов с подмененными номерами. Господин Сычев подчеркнул, что для реализации технических мер защиты потребуются и законодательные поправки, и выразил надежду, что удастся убедить Минкомсвязь в их необходимости. Также регулятор планирует вынести на уровень правительства вопрос о необходимости защиты персональных данных не только в банках, но и в иных коммерческих государственных структурах.

Пока регулятор, банкиры и операторы связи ищут способ эффективной борьбы с глобальным мошенничеством, эксперты напоминают о правилах, которые помогут избежать участи жертв мошенников.

Главное: ни в коем случае ни при каких условиях нельзя никому сообщать данные по карте, как бы убедительно ни говорил собеседник. Настоящий банковский сотрудник никогда не попросит ничего сообщать ему по телефону, равно как и сотрудник налоговой службы или любой другой структуры.

Второе немаловажное правило — если пришло оповещение о непонятном зачислении средств, об этом следует сообщить оператору (переводить деньги обратно не нужно — это тоже может быть опасно). И еще следует помнить, что мошенники могут быть очень убедительными. Они часто давят на то, что якобы прямо сейчас кто-то ворует деньги с карты пользователя и надо срочно его остановить. Верить таким псевдостотрудникам ни в коем случае нельзя.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
28.09.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!