Нос заточен на Китай. Смена партнера из Кореи по строительству газовозов стала неожиданной

НОВАТЭК может увеличить число газовозов ледового класса для своего проекта «Арктик СПГ» с 15 до 17 штук, а также изменить концепт, сделав суда более мощными и узкими по сравнению с теми, которые используются для «Ямал СПГ». Строить суда будет верфь «Звезда» в партнерстве с южнокорейской Samsung вместо DSME, которая участвовала в контракте для «Ямал СПГ». Выбор Samsung в качестве партнера означает, что у газовозов будет и новая грузовая система, которая до сих пор не применялась на арктических СПГ-танкерах.

НОВАТЭК предложил консорциуму верфи «Звезда» и южнокорейской Samsung изменить проект газовозов арктического класса, которые должны быть построены для будущего СПГ-завода «Арктик СПГ», — сообщил со ссылкой на собственные источники «Коммерсант». Новый проект, разработанный финской Aker Arctic, предполагает увеличение мощности газовозов по сравнению с судами для уже запущенного проекта «Ямал СПГ» — 51 МВт против 45 МВт. Для сравнения: мощность крупнейшего на данный момент в мире атомного ледокола «50 лет Победы» — 55 МВт. Двигательная система из трех винторулевых колонок (азиподов) может быть заменена на систему из двух азиподов по 17,5 МВт и центрального винта. Кроме того, новое судно может быть немного уже старого — шириной 46 м вместо 50 м.

По словам экспертов, эти изменения в основном направлены на то, чтобы увеличить скорость судов во льдах при движении носом вперед, тогда как ледопроходимость при движении кормой вперед (это основной режим, который применяется при самостоятельном плавании танкера в тяжелых льдах), видимо, снизится. То есть новый проект нацелен на рост скорости при движении за ледоколом. Об этом, в частности, говорит сокращение ширины корпуса, что позволяет меньше тереться бортами о лед (у новых атомных ледоколов ЛК-60 ширина составляет 34 м). Подобные характеристики нужны прежде всего при рейсах в восточной части Севморпути в направлении Азии.

Ряд источников добавляют, что в расчете на рост поставок в Азию НОВАТЭК также увеличил до 17 число необходимых газовозов. Месяц назад глава компании Леонид Михельсон говорил о потребности в 15–17 Arc7. Источники в отрасли уточнили, что стоимость газовозов нового проекта будет примерно такой же, как и для «Ямал СПГ».

Как уже сообщалось, Минпромторг в подготовленном проекте постановления правительства предлагает стоимость строительства газовоза Arc7 на «Звезде» в $375,6 млн при цене работ в Южной Корее в $324,4–330 млн. Разницу между этими суммами будет компенсировать бюджет, глава министерства Денис Мантуров оценивал размер компенсации в 50 млрд руб. из расчета на 15 судов.

То, что «Звезда» выбрала в партнеры Samsung, выглядит неожиданным. До сих пор в публичном поле приоритетным казалось сотрудничество верфи с также южнокорейской DSME. Последняя построила 15 газовозов для уже запущенного «Ямал СПГ», и с ней у «Звезды» подписано соглашение о сотрудничестве. Впрочем, эксперты называли его рамочным. По словам одного из них, сходное соглашение есть и с Samsung, но его условия неизвестны. Уход от DSME означает как минимум необходимость смены ключевого параметра газовоза — типа криогенной мембраны, которая предохраняет СПГ, находящийся в грузовых танках при температуре минус 163 °С, от испарения. На газовозах для «Ямал СПГ» была использована мембрана №96 от французской GTT, у Samsung нет лицензии на этот тип мембраны, но есть лицензия на мембрану Mark III.

Как отмечают специалисты, Mark III лучше изолирует СПГ, и он меньше испаряется, но для ледовых газовозов это, возможно, не преимущество, так как им нужно много отпарного газа для двигателей при движении во льдах. В целом это дополнительный технологический риск, который накладывается на риски «Звезды».

Samsung и DSME имеют близкий опыт в строительстве газовозов — с 2000 по 2018 год они выпустили 111 и 120 судов соответственно, говорит глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. На начало 2019 года портфель заказов DSME со сдачей в 2019–2021 годах включал 35 судов (из них 5 — для «Ямал СПГ»), в то время как у Samsung было всего 19 судов. Возможно, отмечает господин Григорьев, что меньшая загруженность верфей определяет более гибкую позицию Samsung в сотрудничестве с российской стороной, в том числе в передаче необходимых компетенций и подготовке специалистов.

Фото пресс-службы НОВАТЭК и Александра САФРОНОВА (из архива)

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
18.07.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!