Новая напасть. К чему надо готовиться владельцам «правого руля»?

В России давно и безуспешно пытаются пересадить на автомобили отечественного производства владельцев «правого руля», прежде всего — Дальнего Востока. Однако этому не помогают ни 25%-скидки в рамках программ господдержки, ни угрозы запрета праворульных машин. Какова ситуация на рынке и к чему надо готовиться в ближайшей перспективе жителям Приморья?

Дело правое

В то время как в целом российский авторынок падает с нарастающей силой, спрос на праворульные машины в стране растет. Так, за первые четыре месяца 2019 года продажи легковых автомобилей с правым рулем составили 186 тыс. штук — на 3,6% больше, чем годом ранее, гласят данные агентства «Автостат». Чуть более 12% из этого количества (22,6 тыс. шт.) были импортированы из Японии, причем практически все они — с пробегом, новыми ввозятся единицы. Остальной объем рынка «правого руля» (163,4 тыс. шт.) приходится на перепродажи на вторичном рынке, то есть для этих машин происходит смена владельца.

По мнению директора компании «Таможенный портал» Романа Султанова, продажи «праворулек» в этом году растут на фоне стабилизации курса доллара, ведь покупка автомобиля и таможенные платежи рассчитываются в иностранной валюте. Вместе с тем банки ввели новые программы кредитования б/у автомобилей.

Но, прежде всего, спрос на праворульные машины подстегнуло временное разрешение правительства жителям Дальнего Востока ввозить по одному импортному автомобилю в год, не оснащая его системой «ЭРА-ГЛОНАСС». А также — грядущее ужесточение норм импорта подержанных машин с правым рулем, которые должны были вступить в силу с 1 июля 2019 года, но недавно были отложены еще на год в связи с неготовностью инфраструктуры, — добавляет в интервью «Российской газете» директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

Не удивительно, что больше всего праворульных автомобилей продается в Приморье. Жители края с января по апрель 2019-го приобрели 29,2 тыс. таких машин, то есть 15,7% от общего объема. Почти вдвое меньше рынок «правого руля» в Хабаровском крае — 15,4 тыс. автомобилей (доля — 8,3%). Лидерство этих двух субъектов Дальневосточного федерального округа, безусловно, объясняется географической близостью с Японией, откуда и ввозятся праворульные автомобили в Россию. Кроме того, в пятерку лидеров по объему рынка таких машин попадают три сибирских региона: Иркутская область (15,1 тыс. шт.), Новосибирская область (14,9 тыс. шт.) и Красноярский край (12,9 тыс. шт.). Таким образом, почти половина (47%) продаж «праворулек» приходится на пять регионов страны. В остальных субъектах России их продажи по итогам четырех месяцев 2019-го составили менее 10 тыс. единиц.

По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, вторичный авторынок России условно можно разделить на две части: до Урала (европейская часть) и после (азиатская). В европейской части превалируют леворульные машины, тогда как на дорогах азиатской части страны таких автомобилей практически не увидеть — их менее 5%. Популярность правого руля здесь исторически обусловлена тем, что привезти отличный автомобиль из соседней Японии обходится дешевле. Так же, как и достать для него запчасти, благо мастерские по ремонту «праворулек» можно найти на каждом углу.

— Так что переплачивать за левый руль не имеет смысла. Особых трудностей в эксплуатации таких машин нет, только в европейской части, — отмечает Денис Еременко.

Из-за моря привези

Показательно, что жители Дальнего Востока по-прежнему предпочитают японский «секонд-хэнд» новым автомобилям, которые с апреля прошлого года предлагаются здесь с 25%-ной скидкой в рамках госпрограмм льготного автокредитования. По данным банков, опрошенных «Российской газетой», популяризации леворульных машин в регионе это особо не помогло — местные автомобилисты пользуются скидкой от государства в единичных случаях.

— На Дальнем Востоке представлены несколько автосалонов от европейских производителей. Но массового спроса на такие автомобили нет, что связано с их дороговизной. Обслуживание выходит в разы дороже, не говоря уже о замене запасных частей. Поскольку автомобили, равно как и комплектующие привозятся из европейской части России, расходы на логистику в разы увеличивают их стоимость, — рассказывает Роман Султанов.

Соотношение цена-качество, действительно, влияет на предпочтение к расположению руля справа, соглашается Владимир Желобов. К примеру, модели немецкого автопрома, по его словам, в самой минимальной комплектации стоят дороже, чем идентичные по техническим параметрам, но оснащенные современными технологиями «японцы». К тому же японские машины с легкостью справляются с капризным климатом, не самым качественным бензином и плохими дорогами в нашей стране.

Между тем, среди самых востребованных автомобилей с правым рулем оказались преимущественно модели, которые официально на российском рынке даже не представлены. При этом безусловным лидером продаж является Toyota Corolla, которая в праворульном исполнении за январь-апрель 2019-го нашла 16,5 тыс. покупателей. На втором месте по популярности идет Honda Fit, чей результат составил 6,4 тыс. машин, а на третьей строчке рейтинга — Toyota Mark, разошедшийся тиражом в 5,5 тыс. экземпляров. Далее следуют Toyota Vitz (5 тыс. шт.) и Toyota Corona (4,8 тыс. шт.). Кроме того, в топ-10 праворульных бестселлеров вошли Toyota Carina (3,9 тыс. шт.), Toyota Caldina (3,7 тыс. шт.), Mazda Demio (3,5 тыс. шт.), Toyota Prius (3,4 тыс. шт.) и Toyota Camry (3 тыс. шт.). Стоит отметить, что 8 из 10 мест в этом рейтинге заняли автомобили марки Toyota. Впрочем, это обусловлено не только предпочтениями российских автомобилистов, но и структурой автопарка в Стране восходящего солнца.

Под угрозой запрета

Спрос на праворульные автомобили продолжает расти, несмотря на то, что многие годы они находятся под угрозой запрета. Официально подобные инициативы объясняются повышением уровня безопасности и сведением к минимуму «нестандартных» машин на российских дорогах. Однако очевидно, что настоящая цель российских властей кроется в желании пересадить жителей Дальнего Востока, как самого автомобилизированного региона страны, на машины российского производства, тем самым поддержав отечественный автопром.

Только улеглась волна с введением нового ГОСТа, как впереди замаячила новая напасть. Уже с декабря нынешнего года импортные праворульные автомобили в Приморском крае могут подорожать, поскольку завершится временный режим на частный ввоз подержанных машин без системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее установка обойдется жителям Дальнего Востока не только нервотрепкой, но и в лишние 25-30 тыс. рублей. Что будет дальше с бесполезной «кнопкой», отмену которой пробил у премьера Дмитрия Медведева избиравшийся тогда губернатор Приморья Олег Кожемяко, пока никто не знает.

А затем, в июле будущего года, все-таки должен вступить в силу новый ГОСТ, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единично ввозимых автомобилей. Для их проведения потребуются площадки для осмотра импортных машин, специальные разгонные полосы (до 120 км/ч), испытательные стенды и пр. На открытие таких аккредитованных лабораторий (а их только в Приморском крае требуется как минимум 10) понадобится примерно 30 млн рублей. И эти расходы, разумеется, отразятся на стоимости выдаваемых ими сертификатов, которая, по предварительным оценкам, может вырасти с нынешних почти 10 тысяч до 25-50 тыс. рублей.

При этом все прекрасно понимают, что это искусственно создаваемая система побора, а вовсе не забота о «безопасности граждан». И это вовсе не решит так называемую проблему «правого руля», которой с технической точки зрения не существует. По российским дорогам будут по-прежнему колесить более 3,33 млн «праворулек», чуть более половины из которых эксплуатируются на Дальнем Востоке и порядка 40% — в Сибири. Более того, они продолжат активно перепродаваться на вторичном рынке.

— На сегодняшний день у нас только одна лаборатория, которая может производить испытания и выдавать сертификаты. Вряд ли за год ситуация кардинально изменится, и в Приморском крае будет действовать нужное количество лабораторий, чтобы успевать закрывать потребности рынка. К тому же непонятны суть и назначение нового ГОСТа в принципе. На территорию России практически ежедневно ввозятся одинаковые автомобили с пробегом, и на каждый из них требуется отдельный сертификат. В то же время официальные дилеры, продающие новые машины, проводят тестирование на один автомобиль и далее ввозят данную модель партиями. Очевидно, что данные меры приведут к ситуации с техосмотрами, когда все просто платят за бланки, но осмотры по факту не производятся. Для автолюбителей — это дополнительный налог, который бьет по карману семейного бюджета, — говорит Роман Султанов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, маловероятно, что будет вводиться запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей в стране, ведь это может привести к социальному взрыву на Дальнем Востоке. К тому же на рынке «праворулек» заняты десятки тысяч людей, работают сотни компаний, выплачиваются налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому вряд ли ужесточение правил коснется только данного сегмента, а, скорее всего, дорожать будут все импортные автомобили с пробегом, и разница в стоимости между леворульными и праворульными машинами сохранится, хотя и немного уменьшится.

Можно с определенной уверенностью говорить о том, что праворульные автомобили еще долго будут пользоваться спросом в России. И уж точно насильно пересадить на отечественный автопром вряд ли получится водителей Сибири и Дальнего Востока. Но готовиться к новым напастям приходится всегда: по крайней мере — в Приморье.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
8.07.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!