Стыковка над Босфором. Пять лет назад 1104-метровый пролет соединил материковый Владивосток с островом Русским

Ровно 5 лет назад, в ночь с 11 на 12 апреля 2012 года, над проливом Босфор Восточный завершилась уникальная операция по стыковке рекордного в мировой практике 1104-метрового пролета Русского моста, который соединил материковый Владивосток с островом Русским.

Весь комплекс проектных разработок, весь огромный поток геодезических данных, все сложнейшие инженерные расчеты — в ночь с 11 на 12 апреля все сошлось в одной точке. Ровно посередине пролива Босфор Восточный.

— В истории российского мостостроения это вообще первый мост, у которого нет ни одной неподвижной части. В практике, как зафиксировать такое пролетное строение и как потом перераспределятся усилия, не было, — вспоминает представитель ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Геннадий Шкуропатов. — Такую задачу никто еще не решал. Почти километровые крылья моста висели в воздухе, постоянно перемещаясь от температуры и откликаясь на каждый порыв ветра в разные стороны. Незакрепленные замыкающим блоком консоли отклонялись друг от друга на 3,5-5 метров. Необходимо было в какой-то момент времени в ходе монтажа их зафиксировать, обеспечить неподвижность, подать элемент и закрепить в единую конструкцию. С точностью до 2-3 миллиметров посередине 1104-метрового пролета над Босфором Восточным.

Стыковку было решено проводить ночью. Именно в это время держится постоянная температура. Ее влияние на поведение гигантских крыльев пролета после захода солнца минимально. Порывистый ветер, видимо, устав за день, в ночи стал затихать – природа предоставила мостостроителям необходимое «окно».

Операцию расписывали по минутам и просчитывали до миллиметров. Учитывалось все: влияние солнечной радиации, ветра, температуры воздуха, строительной техники…Чтобы сбалансировать крылья пролетов, впервые в практике мостостроения для подъема одной панели задействовали два монтажных агрегата.

— Каждый монтажный агрегат, имея вес 360—380 тонн, плюс временные нагрузки технологического оборудования, давал серьезный прогиб консоли, — комментирует инженер Алексей Ионенко. — Было принято решение монтировать замыкающий блок двумя агрегатами, чтобы обеспечить одинаковые весовые нагрузки.

Два монтажных агрегата – это четыре независимых лебедки, при подъеме крайне важно было избежать малейших перекосов. Точность наводки металлических крыльев около километра длиной обеспечивалась с помощью спутниковых систем.

— В режиме реального времени использовалась сеть навигационных спутниковых приемников, установленных в контрольных точках, — объясняет инженер Константин Литвинцев.

Для ювелирной точности стыковки российские инженеры провели еще одну уникальную операцию. Перед началом подъема при помощи гидравлических домкратов суммарной мощностью 3000 тонн два массивных пролета моста длиной по 936 метров, включая железобетонные участки, были раздвинуты в сторону берегов на 10 сантиметров каждый. Таким образом, был получен задуманный монтажный зазор для замыкающего блока.

— Были созданы гидравлические системы, которые позволяли на момент замыкания развести обе части, подать замыкающий блок и, соответственно, свести на расчетное расстояние. Опять та же самая точность — плюс-минус 2 миллиметра, — поясняет Геннадий Шкуропатов. – На замыкающий блок и каждую из сторон были установлены специально разработанные дополнительные монтажные ребра, которые имели отверстия под высокопрочные болты и накладки. А также изготовлены так называемые фиксирующие «карандаши» специальной конструкции. В случае, если мы проходим точку невозврата и вдруг возникает ветровая нагрузка, они должны были обеспечить неподвижность, удерживая панель от поперечного и вертикального перемещения до окончательного оформления стыков. И что интересно: как только мы замкнулись, сразу поднялся сильный порывистый ветер. Природа словно специально отвела нам время для проведения операции.

Мост через пролив Босфор Восточный, построенный в столице Приморья к саммиту АТЭС-2012, обладает рекордными параметрами в практике мирового вантового мостостроения: длина руслового пролета — 1104 метра, высота пилонов — 324 метра, протяженность вант — до 580 метров.

Фото Андрея САВИНА и Игоря ЛИЩУКА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
12.04.2017


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!