Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Сумма» делится. Известный олигарх заключил знаковую сделку в Приморье

Рубрика: Бизнес
20.07.2019

«Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева обещает заменить федеральный бюджет в еще одном крупном инфраструктурном проекте на Дальнем Востоке. Вслед за вторым Северомуйским тоннелем бизнесмены готовы построить объекты федеральной инфраструктуры угольного терминала «Север» и железную дорогу к нему за 22,6 млрд руб. Терминалом ранее занималась группа «Сумма», теперь его купили акционеры «Востокугля».

Как сообщил «Коммерсант», акционеры «Востокугля» Дмитрий Босов и Александр Исаев закрыли сделку по покупке у «Открытого порта Находка» (аффилирован с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова, который находится под арестом с марта 2018 года) проекта угольного терминала «Север». В рамках сделки приобретены объекты незавершенного строительства, сумма неизвестна, стоимость строительства всего терминала оценивалась в 12,8 млрд руб. «Востокуголь» намерен завершить строительство и начать экспорт через терминал с 2022 года.

Более того, в конце апреля «Востокуголь» направил в Минтранс письмо, предложив за счет собственных средств построить объекты федеральной морской инфраструктуры для терминала, а также расширить железнодорожные подходы (так называемый транспортный узел «Восточный—Находка»). Предполагалось, что эти работы оплатит бюджет, их стоимость составляет 22,6 млрд руб. С такой оценкой проект фигурирует в комплексном плане модернизации инфраструктуры, однако в условиях бюджетных ограничений основной объем финансирования перераспределен на 2022–2024 годы.

Исходно проект «Восточный—Находка» входил в ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2020 года», заказчик — «Ространсмодернизация» (РТМ, подведомственна Минтрансу). Конкурс на строительство железнодорожной и портовой инфраструктуры выиграла «Стройновация» (часть группы «Сумма», 9 июля признана банкротом): тогда «Сумма» планировала развивать терминал «Север», увеличив его мощность к 2025 году до 20 млн тонн. Между РТМ и «Стройновацией» были трения, заказчик не раз подавал на компанию в суд. Кончилось все тем, что из-за неоднократных срывов сроков и полной остановки деятельности подрядчика РТМ в одностороннем порядке отказалась от исполнения обязательств по контрактам и они были расторгнуты.

О том, что «Сумма» может продать «Открытый порт Находка» и им интересуется Дмитрий Босов, год назад сообщали «Ведомости». В конце августа 2018 года в письме главе ОАО РЖД Олегу Белозерову о желании участвовать в строительстве Северомуйского тоннеля-2 господин Босов напоминал, что для собственных нужд «Сибантрацит» строит порты «Вера», УППК «Север» и «Терминал А».

Предложение «Востокугля» по транспортному узлу обсуждалось на совещании на площадке РТМ в конце мая при участии самой компании, ОАО РЖД, структур и агентств Минтранса, для проработки сформирована рабочая группа. В РТМ подтвердили факт завершения сделки и планы «Востокугля» за свои средства построить часть федеральных объектов железнодорожной и морской инфраструктуры, связанных с терминалом «Север», а также железную дорогу необщего пользования.

Эксперт в отрасли отмечает, что мощности строящихся терминалов на Дальнем Востоке на 25% больше, чем провозная способность железной дороги. Исходя из уже объявленных компанией Дмитрия Босова планов получается, что они построят тоннель вчетверо дешевле, чем ОАО РЖД, и всего за пять лет. «Может, тогда все узкие места отдать господину Босову на строительство и реконструкцию?» — иронизирует эксперт.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что «Востокуголь» позиционирует себя как равноправного партнера ОАО РЖД в реализации ключевых инвестпроектов, и «Восточный—Находка» вполне укладывается в эту концепцию. «Сибантрацит» меньше, чем большинство угольных компаний, страдает от снижения цен на уголь, так как специализируется на добыче металлургических углей, а участие в стратегических проектах позволит эффективнее работать с госбанками, полагает эксперт. Но необходимость одновременно финансировать инфраструктурные проекты и строительство обогатительных фабрик, по его словам, станет серьезным вызовом для компании.

Фото ТАСС и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)