Трутнев схватил за клешни. «Мы не можем просто скомандовать»

Правительство прорабатывает новый механизм субсидирования строительства краболовов на Дальнем Востоке. Согласно идее вице-премьера Юрия Трутнева, субсидия должна нивелировать существующую разницу в стоимости строительства судов по сравнению с верфями Северо-Запада, ее общий размер может достичь 10 млрд руб.

Рыбопромысловые компании, заказавшие строительство краболовов на верфях Дальнего Востока, могут получить целевые субсидии на каждое судно, сообщил вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев. Для этого из бюджета планируется выделить до 10 млрд руб., уточнил он, поручения даны Минпромторгу и Минвостокразвития.

— Мы не можем просто скомандовать: «Постройте здесь», в этом случае мы просто рыбаков подведем, — заявил вице-премьер.

Верфи ждут массового заказа на краболовы по итогам намеченных на октябрь аукционов по квотам на вылов краба. Победители аукционов обязаны построить суда в РФ, всего будет разыгран 41 лот, в том числе 31 — на Дальнем Востоке.

По правилам аукционов компании, получившие квоты на Дальнем Востоке, должны отдавать приоритет местным верфям. Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка уже предварительно договорилась о строительстве восьми краболовов на Амурском и четырех — на Хабаровском судостроительных заводах. Дальневосточное ООО «Антей» планирует потратить около 5 млрд руб. на строительство пяти краболовов на Находкинском судоремонтном заводе.

Как уточняет «Коммерсант», в Минпромторге не получали поручений по субсидиям. Но в Минвостокразвития пояснили, что субсидии должны нивелировать существующую на данный момент разницу в итоговой стоимости строительства судов сравнительно с верфями Северо-Запада РФ.

— Разница складывается из более высоких тарифов электроэнергии, транспортной логистики и оплаты труда и составляет около 20%. Предполагается, что мера сделает более привлекательными условия для заказчиков на дальневосточных верфях и даст существенный толчок к развитию гражданского судостроения в регионе, — заключили в Минвостокразвития. Источники на рынке заявили, что впервые слышат о новом механизме субсидий, отдавая при этом должное инициативе вице-премьера, который «схватил заказы за клешни».

Летом Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) предложила правительству выделить 20 млрд руб. на модернизацию верфей Приморского и Хабаровского краев. Дальневосточные верфи могут построить 20 рыбопромысловых судов к 2025 году, а нужен 31 краболов в течение пяти лет, говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев.

При этом ни один из реализуемых сейчас на верфях Калининграда и Санкт-Петербурга проектов строительства рыбопромысловых судов не укладывается в график, везде задержка уже на год и более, отмечает господин Зверев. Состояние дальневосточных верфей куда хуже, им необходима модернизация, которая подразумевает покупку нового современного оборудование и увеличение штата сотрудников, уточняет президент ВАРПЭ.

— Предложение Юрия Трутнева мы понимаем следующим образом: судостроительным предприятиям Дальнего Востока будет оказана господдержка в виде предоставления субсидии на возмещение части затрат по строительству краболовов, это может коснуться затрат на покупку нового оборудования, увеличения штата сотрудников, обучения персонала и т. д.,— говорит Герман Зверев. Он полагает, что без господдержки за счет одних только «краболовных» заказов вытащить дальневосточные верфи из упадка невозможно.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что без адресной поддержки верфи Дальнего Востока полностью проиграли конкуренцию предприятиям Северо-Запада по рыбопромысловым судам. По его мнению, окно возможностей для получения заказов даже в случае получения субсидий у дальневосточных верфей существует только в 2020 году, пока мощности предприятий Северо-Запада загружены, а отставание по срокам сдачи первых судов еще не ликвидировано.

Фото Игоря НИКИТИНА и Юрия МАЛЬЦЕВА

Использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции
7.10.2019


Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!